Уважаемые пользователи! Приглашаем Вас на обновленный сайт проекта: https://industry-hunter.com/
Открытое собрание «Защита российских производителей радиоэлектронной аппаратуры в условиях кризиса» - ЭЛИНФОРМ
Информационный портал по технологиям производства электроники
Открытое собрание «Защита российских производителей радиоэлектронной аппаратуры в условиях кризиса» - ЭЛИНФОРМ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Скоро!

Событий нет.
Главная » Техническая информация » Обзоры и аналитика » Открытое собрание «Защита российских производителей радиоэлектронной аппаратуры в условиях кризиса»
29 мая 2009

Открытое собрание «Защита российских производителей радиоэлектронной аппаратуры в условиях кризиса»

13 апреля 2009 г. в рамках выставки «ЭкспоЭлектроника/ЭлектронТехЭкспо» прошло открытое собрание Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) и представителей отрасли. Тематикой собрания стала защита российских производителей радиоэлектронной аппаратуры в условиях кризиса. Для обсуждения были предложены следующие три темы: разработка под эгидой АПЭАП Стратегии развития электронной отрасли, текущая ситуация на отечественном рынке электроники и управление кадрами отраслевых предприятий.

Собрание вел генеральный директор ИД "Электроника" Иван Александрович Покровский. В заседании также приняли участие представители АПАЭП: исполнительный директор АПАЭП Михаил Иванович Маслов, председатель совета АПЭАП, генеральный директор ЗАО Предприятие Остек Вадим Вениаминович Гаршин, вице-президент ООО "Инкотекс" Игорь Анатольевич Кузин, глава комитета АПАЭП по кооперации и сотрудничеству, генеральный директор группы компаний ЭСПО Сергей Федорович Зорин. В работе собрания участвовали представители различных компаний отрасли.

Собрание началось с подробного рассказа Ивана Покровского о процессе разработки Стратегии развития электронной отрасли. Инициатива в создании этой стратегии принадлежит заместителю Министра промышленности и торговли Российской Федерации Юрию Борисову, заказчиком выступает АПЭАП. В настоящее время подписан договор между АПЭАП и Минпромторгом России в лице ЦНИИ «Электроника». Согласно плану к июню 2009 года согласованную концепцию необходимо сдать в ЦНИИЭ. В числе работ, которые необходимо выполнить в рамках создания данной стратегии, Иван Покровский упомянул анализ ситуации в отрасли, формирование запроса от отрасли к государству, согласование стратегии с представителями отрасли. Очень важной представляется задача правильной расстановки акцентов и приоритетов. Для работы над стратегией планируется привлечь не только традиционных производителей электроники на печатных платах, но и представителей микроэлектронной отрасли, производителей полупроводниковых приборов, пассивных компонентов, материалов вплоть до производителей оборудования, несмотря на их весьма незначительное на данный момент количество. Одной из целей разрабатываемой стратегии является учет интересов всех сегментов отрасли, вследствие чего в работе над ней будут участвовать и гражданские компании, и представители оборонной промышленности.

В рамках АПЭАП уже разработан подробный сетевой график и создана ответственная за его реализацию рабочая группа в составе Вадима Гаршина (ЗАО Предприятие Остек), Сергея Зорина (СП Технологии), Михаила Маслова (АПЭАП), Ивана Покровского (ИД Электроника). График, по словам Ивана Покровского, очень плотный и прописан буквально до дней. На дату проведения открытого собрания, согласно плану, наступило время определения экспертов в различных сегментах рынка. Собрания рабочей группы проводятся как минимум один раз в неделю.

Особое внимание докладчик уделил важности продолжения работ по продвижению данной стратегии после ее сдачи заказчику, включая мониторинг состояния отрасли и влияния на него реализуемых мер – например: поступают ли в отрасль значительные инвестиции в ответ на отмену пошлин – с последующей оперативной коррекцией стратегии. Иван Покровский отметил, что данный этап является в достаточной степени дорогостоящим, и силами одной АПЭАП выполнить его не представляется возможным. С точки зрения финансирования выделяются три основных источника:

  1. профильные министерства: Минпромторг, Минсвязь и пр., с которыми проведены консультации и получен принципиальный положительный ответ;
  2. АПЭАП – по сделанным оценкам, для полного финансирования разработки необходимо наличие в составе Ассоциации около 60 членов;
  3. целевое финансирование компаний, разделяющих веру в успех концепции.

Данный вопрос в настоящее время прорабатывается.

Был озвучен вопрос, касающийся учета интересов малых предприятий-разработчиков. Представители АПЭАП подчеркнули, что при разработке стратегии нет разделения компаний на малые/большие и противопоставления их друг другу. Вместе с тем, бо́льшая часть компаний российской электроники действительно представляют малый бизнес.

План работы над стратегией публикуется на сайте АПАЭП, где также отражается его осуществление. Сергей Зорин добавил, что на форуме Ассоциации будет открыто обсуждение стратегии и работы над ней. Вместе с этим подчеркивалось, что форум является лишь дополнительным средством обсуждения стратегии, а основная работа будет происходить при личном контакте участвующих в разработке специалистов.

Вадим Гаршин отметил, что при обсуждении в Минпромторге Юрий Борисов высказал мнение, что обсуждение проекта Стратегии должно быть публичным, а ее текст должен стать достоянием всех. На сайте Минпромторга предполагается открыть специальную страницу с информацией по данной стратегии и, возможно, разместить там же и сам проект.

Приглашение участвовать в работе над созданием стратегии получили все заинтересованные представители отраслевых компаний.

В заключение своего выступления Вадим Гаршин особенно отметил, что в настоящее время власть готова выслушать представителей отрасли, и этим обстоятельством необходимо обязательно воспользоваться.

Далее прозвучал вопрос, как будут учтены в стратегии вопросы технологии в целом, а не отдельных участников или сегментов рынка, будет ли уделено внимание науке? По мнению представителей АПЭАП, данные интересы будут учитываться, в частности, через компании – производители материалов и представителей приборостроения. Выступающие особенно обратили внимание на то обстоятельство, что сама по себе в данном контексте наука интереса не представляет – первичной является не она, а те задачи, которые ставит перед ней промышленное производство. Именно от промышленности и пойдет запрос к ученым.

Также обсуждался и вопрос учета перспективных технологий. Один из представителей отрасли привел пример с СВЧ-техникой, которая в свое время пришла в гражданскую технику из оборонной промышленности. Мнение разработчиков стратегии по этому вопросу заключается в том, что подобные технологии найдут свое отражение в ней лишь в том случае, если представители отрасли увидят в них реальные выгоды для себя. Если же никто таких выгод в рассматриваемой технологии не видит, то ее, возможно, и следует развивать, но на государственном уровне и в рамках других стратегий.

Один из выступавших представителей отрасли сравнил действия науки/рынка с механизмом "push-pull": наука проталкивает свои достижения, рынок вытягивает из них ему необходимое. Прозвучало предложение сфокусироваться на т.н. «образе будущего» – на том, что́ именно потребитель будет ждать от техники в ближайшее время, и сфокусироваться на этих направлениях. В качестве примеров приводилась беспроводная связь, навигация и пр. По мнению выступавшего, это явится залогом работоспособности стратегии. В своем ответе представители АПЭАП отметили, что вся эта работа уже проделана на период до 2015 г. Нужно не придумывать «образ будущего», а просто его обобщить.

Участники собрания также интересовались, что будет представлять собой стратегия – будут ли это некие рекомендации компаниям, как им осуществлять свое развитие с целью встраивания в мировую экономику, или же это будут некие направления для инвестирования. В ответ было отмечено, что стратегия будет ориентиром для отраслевых компаний, но уровень детализации будет достаточно грубым, не доходящим до уровня конкретных технологий. Т.е. стратегия не будет давать ответов на вопрос, является ли перспективной та или иная технология. Будут определены некоторые вектора, где будет развитие, куда пойдет помощь от государства и в направлении которых компаниям следует переориентировать свои преференции в развитии. Т.е., например, до детализации на уровне конкретных программ, например, ГЛОНАСС, стратегия опускаться не будет.

Представители АПЭАП высказали пожелание, чтобы уровень отрасли при рассмотрении ее государством был бы поднят с нынешнего уровня департамента Минпромторга до уровня Министерства. Как к сожалением констатировали выступающие, есть впечатление, что государство в настоящее время находится в некоторой растерянности и не представляет себе, что такое электронная отрасль.

В следующей части обсуждения Иван Покровский кратко охарактеризовал положение, сложившееся на российском рынке производства электроники в последние полгода, и предложил несколько прогнозов дальнейшего развития ситуации.

Согласно приведенной им статистике, падение рынка в IV квартале 2008 г. оценивается на уровне 15%. Тем не менее, за счет предшествующего периода в 2008 г. рынок в целом вырос на 16%. Далее темпы падения увеличились: до 30% в январе и до 40% в феврале 2009 г. Согласно сделанному Иваном Покровским прогнозу, даже при таком 40% падении возможно, проведя оптимизацию процессов, планировать дальнейшее развитие компании. Он также отметил оптимизм в прогнозах российских производителей, выражающийся в том, что из 20 опрошенных компаний только одна сократила производство на 40%, остальные же сохранили его на прежнем уровне.

Было отмечено, что в целом имеются две идеи по преодолению кризиса:

  1. Нас снова спасет и вытянет нефтяной рынок. Данное мнение на прошедшем в этот же день Круглом столе высказывал исполнительный директор ООО "Альтоника" Александр Шептовецкий. Это самый надежный сценарий выхода из кризиса, и он, несомненно, будет реализован, однако сроки этого неизвестны.
  2. Как раз сейчас благоприятное время для конкуренции с Западом в производстве бытовой электроники. В качестве примера приводились заявленные компанией GS большие планы по производству в Калининградской области приемников цифрового ТВ. Мнения участников по поводу эффективности этого пути были различны, однако было отмечено, что эти проекты вполне могут быть успешны при условии отсутствия участия в них Китая. Михаил Маслов привел тот факт, что продажи ТВ-техники за последние 4-5 месяцев не упали, а даже немного возросли. По его мнению, это хороший момент, и необходимо, чтобы предприятия отрасли получили возможности, сравнимые с Калининградской областью. Вадим Гаршин подчеркнул, что сейчас время для создания компаниями условий, чтобы потом было возможно «выстрелить». Меры, проводимые через Правительство и направленные на помощь рынку отечественной электроники, требуют проведения сложной и большой работы, однако эта работа ведется в постоянном режиме.

Участниками собрания было также высказано пожелание, чтобы разработчики стратегии поддерживали связь с потребителями электроники – компаниями, применяющими ее в своих изделиях.

Среди направлений действий компаний в условиях кризиса, которые были предложены слушателям для дискуссии, были названы импортозамещение, ориентация на экспорт и выход на рынки встраиваемых систем.

Отмечалось, что системным интеграторам выгодно работать с поставщиками решений под ключ, поэтому следует разрабатывать комплексные решения в рамках АПЭАП.

Иван Покровский поделился своим мнением о прошедшей выставке Embedded World и назвал рынок встраиваемых систем хорошим выходом для тех компаний, кто не может разрабатывать комплексные решения, так как ситуация на рынке телекоммуникационного оборудования осложняется необходимостью конкурировать с такими гигантами на этом рынке, как Siemens и пр. Направление встраиваемых систем особенно отметил Сергей Зорин, рассказавший участникам собрания об идее создания в рамках АПЭАП отдельной секции по встраиваемым системам и пригласивший присылать свои идеи. По словам Сергея Зорина, планы АПЭАП связаны также с созданиями таких секций по оборудованию связи и независимым разработчикам.

Отмечалось также, что вследствие значительного сокращения продаж электронных компонентов, дистрибьюторы в настоящий момент обращаются к поиску других товаров, и этот момент отраслевым компаниям можно использовать с выгодой для себя – например, продавать не отдельную микросхему, а законченный модуль на плате.

В заключение собрания слушателям был предложена презентация на тему управления кадрами предприятия, освещающая вопросы управления персоналом в современных кризисных условиях, решения конфликтных ситуаций и отстаивания интересов предприятия.

При перепечатке и цитировании ссылка на ЭЛИНФОРМ (www.elinform.ru) обязательна





Последние новости

АРПЭ провела практическую конференцию "Экспорт российской электроники"
подробнее
Портфельная компания РОСНАНО «РСТ-Инвент» разработала RFID-метки нового поколения WinnyTag Duo
подробнее
Научно-технический семинар «Электромагнитная совместимость. Испытательные комплексы для сертификационных и предварительных испытаний военного, авиационного и гражданского оборудования»
подробнее
Официальное представительство Корпорации Microsemi примет участие в выставке «ЭкспоЭлектроника» 2018
подробнее
Новое оборудование в Технопарке Зубово
подробнее
Избраны органы управления Технологической платформы «СВЧ технологии»
подробнее
«Рязанский Радиозавод» внедряет инструменты бережливого производства
подробнее
© “Элинформ” 2007-2024.
Информационный портал для производителей электроники:
монтаж печатных плат, бессвинцовые технологии, поверхностный монтаж, производство электроники, автоматизация производства